Образовательные стандарты

перечень метод литературы

программа по адаптации детей

«Воспитание у детей дошкольного возраста толерантности как предупреждение экстремистских проявлений»

Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по-своему самобытен и имеет богатые традиции.

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других.

Понятие «толерантность» многозначно и разнообразно.

В научной литературе толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность – это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

В философской энциклопедии – толерантность – это терпение к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Слово «толерантность» имеет почти одинаковый смысл в различных языках:

в англ.яз. – готовность быть терпимым;

в кит. яз. – быть по отношению к другим великолепным;

в араб. яз. – милосердие, терпение, сострадание;

в русск. яз. – умение принять другого таким, какой он есть.

По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям:

  • политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным позициям;
  • научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и школ;
  • педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, умение понять и простить их несовершенства;
  • административная толерантность – умение руководить без насилия и агрессии;
  • межэтническая толерантность – терпимость к людям других этносов, имеющим свои национальные духовно – нравственные традиции.

31 декабря1999 года была принята Декларация принципов толерантности, утвержденная ЮНЕСКО. Согласно этой Декларации Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

16 ноября отмечается Международный день толерантности.

Понятию «толерантность» существует абсолютно противоположное понятие «экстремизм».

Экстремизм (в дословном понимании)- крайнее проявление чего-либо – действий, высказываний, взглядов и т.п. ( Толковый словарь А. Белояр).

Экстремизм – 1) использование насильственных и беззаконных средств для достижения политических или иных целей;2) приверженность к крайним взглядам. ( Политико-терминологический словарь).

Различают экстремизм:

  • политический (стремится к радикальному изменению государственного строя и существующего политического режима);
  • религиозный (проявляется в нетерпимости к представителям других народов);
  • этнический (ориентирован на защиту интересов определенной нации, на утверждение ее превосходства).(Словарь – справочник/ М.А.Василик и др.)

Как любое негативное явление, экстремизм не рождается на «пустом месте». Причин, определяющих возникновение и существование экстремистских организаций в РФ, достаточно много. При этом сочетание данных причин своеобразно для каждого региона России, так как каждый субъект РФ отличается своим национально-культурными, экономическими и политическими особенностями, имеет свои традиции и обычаи. Поэтому огромное значение как в изучении причин возникновения сложного и многоаспектного явления экстремизма, так и в практической деятельности, направленной на противодействие экстремистским организациям, имеет анализ мотивации преступного поведения.

Мотив-это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Под мотивом также понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъектов.

Мотив является главным в механизме поведения и поступка человека.

Рассмотрим подробно основные мотивы преступного поведения в экстремистских организациях.

  1. Меркантильный (материальный) мотив. Для большинства экстремистских организаций он является первостепенным. Экстремизм в форме агрессии, как и любая другая человеческая деятельность, представляет собой некий «оплачиваемый труд».
  2. Идеологический мотив основан на совпадении собственных ценностей человека, его идейных позиций с его идеологическими ценностями группы. Он возникает как результат вступления человека в некоторую близкую духу общность.
  3. Мотив преобразования, активного изменения мира связан с пониманием несовершенства и несправедливости существующего мира и настойчивым стремлением улучшить, преобразовать его.
  4. Мотив власти над людьми – это желание занять доминирующую позицию в группе, руководить людьми, определять, регламентировать их деятельность.
  5. Мотив самоутверждения – совершая экстремистские действия, преступник демонстрирует то, на что он способен и что хотел бы показать другим ( ум, бесстрашие, ловкость и т.п.), тем самым самоутверждаясь, т.е. , в первую очередь, доказывая самому себе, что все эти качества у него есть.
  6. Мотив интереса и привлекательности экстремизма как сферы деятельности – для определенного круга лиц экстремизм интересен просто как новая, необычная сфера занятий. Их занимают связанные с этой деятельностью риск, разработка планов, нюансы осуществления экстремистских действий.
  7. Товарищеский мотив – в основе лежат варианты эмоциональной привязанности, от желания отомстить за вред, нанесенный товарищам по борьбе до стремления к участию в деятельности экстремистских организаций, когда, например, членом организации состоит кто-то из друзей.
  8. Молодежная романтика или героизм — желание придать своей жизни и деятельности особую значимость, яркость, необычность.
  9. Игровой мотив – потребность в риске, опасных для жизни и свободы операциях, желании оказаться в необычной ситуации.
  10. Мотив влечения отдельных людей к смерти – существует на бессознательном уровне и крайне редко осознается субъектом. Для таких лиц характерно решение своих проблем, максимально приближаясь к смерти.

Подводя итог сказанному, можно прийти к выводу, что в мотивации преступного поведения отражаются негативные явления культурно-идеологического, социально-экономического и социально-психологического характера, а также неблагоприятные условия нравственного формирования личности и другие обстоятельства, способствующие совершению преступлений.

Особенностями мотивов преступного поведения являются: антисоциальность, преобладание материальных побуждений над духовными, доминирование побуждений типа влечения, а не долга, низкий уровень побуждений в системе социальных ценностей, принятых в обществе.

Благоприятной почвой для расцвета экстремизма является экономический и социальный кризисы в стране, бедствия и обнищание населения, социальные, национальные, религиозные и др. конфликты, грубые нарушения демократических прав и свобод, крушение былых нравственных ценностей.

На основании изложенного можно выделить основные факторы, влияющие на формирование мотивации преступного поведения в экстремистских организациях.

 

  1. Экономические факторы — на первое место выступает имущественное неравенство (значительное число граждан живет с острым ощущением социального неравенства, вызванным большой разницей доходов населения).
  2. Политические факторы заключаются в отчуждении подавляющей части населения от участия в реализации государственных функций и управления общественными процессами.
  3. Нравственные и духовные факторы проявляются, с одной стороны, в том, что слепая родительская любовь и вера в безгрешность собственных детей, прощание им любых неблаговидных поступков неблагоприятно влияют на воспитание подрастающего поколения и выступает условиями формирования крайне эгоистического образа мышления, с другой стороны, использование при воспитании издевательств, брани и побоев влечет отчуждение подростка, способствует появлению озлобленности, обиды, даже агрессивности, что становится почвой для экстремистских проявлений.
  4. Образовательные факторы характеризуются проблемой преобладания обучения над воспитанием. При осуществлении образовательного процесса ОУ не передают подрастающему поколению интеллектуальных и поведенческих навыков терпимости по отношению к нетрадиционным духовным ценностям, иным религиозным учениям и т.д. Все это приводит к отклоняющемуся поведению и недостаточному усвоению подростками общественных норм поведения.
  5. Правовые факторы связаны с законодательной, правоохранительной и правоприменительной деятельностью (сюда относится отсутствие у правоохранительных органов возможности реального контроля за поведением граждан в целях выявления экстремистски настроенных субъектов без нарушения их конституционных прав и свобод, сложность определения и признания конкретно совершенных преступлений экстремистской направленности, также слабые оперативные позиции в сфере борьбы с преступлениями экстремистской направленности ).
  6. Социально-психологические факторы связаны непосредственно с мотивацией преступного поведения экстремистской направленности. Поведение имеет строгую ориентацию против лиц иной национальности или религии. Сюда же относится и ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистски настроенных субъектов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит в свою очередь к еще более широкому распространению экстремистских идей.

 

Формы экстремизма:

— терроризм

— вооруженная партизанская борьба

— фашистские погромы

-группировки

и т.д.

Таким образом, какими бы мотивами не руководствовались экстремисты, их основная цель – дестабилизация социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций. Вопрос о том, ради чего и почему человек занимается экстремизмом, какие мотивы им движут, является наиболее важным для объективного понимания его личности. Это, в свою очередь, в значительной мере будет способствовать предупреждению экстремистской деятельности.

 

Формирование основ толерантности в дошкольном возрасте предусмотрено в ряде нормативно – правовых документов.

В законе РФ « Об образовании » сказано: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей…»(ст. « Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: « В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». И далее: «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей». И еще, в разделе Концепции « Воспитание дошкольников», мы читаем: « Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством «внушений», то личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспитывать – значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей. К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности».

В « ФГОС ДО» рассматривается совокупность образовательных областей (направлений). Содержание социально-коммуникативного развития направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  1. приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  2. формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

В результате выпускник «способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения»; «ребенок имеет представление о себе, собственно принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределением семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире».

В «Конвенции по правам ребенка» (в ст.29) прописано: «образование должно быть направлено на развитие личности и способностей ребенка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, к культурной самобытности его родной страны, а также других стран»; (в ст.30) «право ребенка, принадлежащего к этническим меньшинствам или коренному населению, на пользование своей культурой и родным языком».

Следующий ряд нормативно-правовых документов раскрывает обзор экстремистского направления.

В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» (в ст.1) представлены основные понятия:

  1. экстремистская деятельность (экстремизм) — «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ», «возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни»; «нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной , религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии»; «публичные призывы к экстремизму и массовому распространению заведомо экстремистских материалов»;
  2. экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которой судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;
  3. экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация, призывающая к осуществлению экстремистской деятельности; публикации, оправдывающие национальное или расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

2 статья раскрывает основные принципы противодействия экстремистской деятельности:

-признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

-законность;

-гласность;

-приоритет обеспечения безопасности РФ;

-приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности ;

-сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

-неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Ряд статей направлен на предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов чрез СМИ и осуществление им экстремистской деятельности (ст.8); об ответственности СМИ за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности (запрещено распространение экстремистских материалов через СМИ) (ст.11); об ответственности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности (ст.14);об ответственности граждан РФ, иностранных граждан за осуществление экстремистской деятельности (ст.15); о недопущении осуществления экстремистской деятельности при проведении массовых акций (ст.16);о международном сотрудничестве в области борьбы с экстремизмом ( на территории РФ запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с нормативно-правовыми актами и федеральным законодательством) (ст.17). В случае несоблюдения Федерального закона применяются меры с учетом законодательства РФ.

Таким образом, общим в данных документах является формирование у детей установок толерантного поведения, профилактики экстремизма и гармонизации межэтнических отношений. Толерантная личность способна конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, поэтому в дошкольном возрасте необходимо учить детей самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за его ответственность перед собой и перед обществом.

В решении задач формирования толерантности как предупреждения экстремистских проявлений особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка и развития патриотизма маленьких граждан. В ДОУ воспитываются дети разных национальностей, поэтому педагогами и другими работниками ДОУ должна вестись работа по воспитанию национальной терпимости, также необходимо включать в педагогическую работу по освоению воспитанниками содержания образовательной области «Социализация» вопросы воспитания межэтнической толерантности.

Основное достоинство воспитания межэтнической толерантности заключается,не только в создании условий овладения родным языком и приобщения ребенка к культуре своего народа, а в формировании таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие, представление о добре и зле, о правильном и неправильном, стремление к хорошим поступкам.

В дошкольном возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещения библиотек города, музея экологии и краеведения.

Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

  1. проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;
  2. театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
  3. сюжетно-ролевые игры дошкольников.